Тбилиссимо!
Тест-драйв
Skoda Rapid
в Грузии










В страну киндзмараули
и хачапури
А вы знали, что Грузия официально признана родиной вина?
«Вот новый поворот, и мотор ревет, что он нам несет: пропасть или взлет...» Этот хит «Машины времени» легко мог бы стать гимном Военно-Грузинской дороги. Потому что там за каждой петлей горного серпантина может ждать что угодно. Стадо лениво обмахивающихся хвостами коров или навьюченных по самое не балуй ишаков. Колонна
грузовиков, растянувшаяся на десятки метров. Или обрушившаяся часть скалы, перекрывшая одну из двух полос. Что неизменно, так это фантастические виды, ради которых то и дело хочется высунуться из машины по пояс
и снимать, бесконечно снимать эту красоту.
Впрочем, это желание не покидает на протяжении всего путешествия. За время нашего автотрипа мы успели оценить самые фотогеничные места из тех, что рекомендуют в инстаграме, испытать на себе лайфхаки
от местных жителей и кинуть монетку в двухцветную реку Арагви. Чтобы уж точно вернуться!
Гамарджоба, генацвале
Самое время узнать получше команду и маршрут
9 путешественников
журналисты, фотографы, видеографы и блогеры, готовые
на все ради красивого кадра и невероятных эмоций
4 автомобиля Skoda
классическая Octavia, мощный Kodiaq,
умный и красивый Superb, компактный Rapid
1500 километров
Краснодар-Армавир-Минеральные Воды-Владикавказ-Степанцминда-Гудаури-Пасанаури-Мцхета-Тбилиси и обратно
Итак, делимся на экипажи и стартуем.
Казалось бы, из представленных моделей только одна - кроссовер Kodiaq - подходит для непростых горных дорог. Однако (спойлер) практика показала, что и седанам,
и универсалам такие задачи вполне по плечу. Шах
и мат, скептики!
Седлаем Rapid, включаем подогрев сидений и обогрев руля - надеемся, в Грузии нас тоже ждет теплый прием.
Три пит-стопа по пути, 12 часов в дороге - и вот мы
в Верхнем Ларсе. Полчаса ожидания, формальности
на КПП - и пограничник равнодушно шлепает зелененький штамп в загранпаспорт. Сразу за пропускным пунктом оформляем страховку на 15 дней (это минимальный срок, на который можно купить полис), стоимость - 15 лари,
но, если вы не успели поменять деньги, берут и рубли. Правда, по не очень выгодному курсу.
Открытие дня: кто бы мог подумать, что переднеприводный лифтбек гольф-класса не спасует на дорожной «змейке»
и будет так податлив на крутых виражах. «Острый» руль, мгновенно реагирующий на команды, - «генетический» привет от породистых европейских родственников. Еще один бонус - электронная система поддержания курсовой устойчивости. При «штурме» Крестового перевала в дело вступает ESC с электронной блокировкой дифференциала.
Функция аварийного торможения хоть и не была ни разу задействована, но душу грела. Когда зажат между пропастью и скалой, особенно ценишь систему, разработанную для снижения риска вылететь на встречку при ДТП. Подвеска жестковата, но там, где заканчивался асфальт, спокойно отрабатывала все ухабы. Словом, от машины эконом-класса, воспринимающейся как типичный городской автомобиль, даже не ждешь такого поведения.
ожидание/реальность
Пограничник почему-то был без усов и не сказал, улыбаясь, гамарджоба. По телевизору всё врут?!
1
Казбеги
Расположен в 1300 метрах над уровнем моря
Первая остановка - небольшой поселок у подножия гор. Вообще-то еще в 2007 году его переименовали
в Степанцмиду, однако российским туристам он больше знаком по старому названию - Казбеги.
Любителям мифологии место известно тем, что отсюда открывается потрясающий вид на потухший вулкан Казбек - по легенде, именно к нему приковали Прометея.
А поклонникам соцсетей наверняка примелькалось благодаря снимкам из стильного Rooms Hotel, ночь
в котором стоит 12-16 тысяч рублей.
Лайфхак: чтобы сделать фото с террасы популярного отеля, не обязательно становиться его постояльцем. Достаточно заглянуть на огонек в ресторан: кухня там отличная, а порции огромные.
В отельный телескоп можно в подробностях рассмотреть Троицкую церковь, самую высокогорную в Европе (2170 метров над уровнем моря).
По пути к Тбилиси не пропустите арку Дружбы народов, «Нарзанный источник» и искусственное озеро с бирюзовой водой.
На грузинском Казбек называют Мкинварцвери,
это переводится как «гора с ледовой вершиной»
2
Пасанаури
Родина хинкали и место слияния Черной и Белой Арагви
Неприметный на первый взгляд поселок - как кабельное телевидение: стоит только поискать и найдешь много интересного.
Во-первых, именно здесь придумали хинкали. Да, да,
те самые, которые нужно есть только руками: держим
за «хвостик», откусываем, высасываем бульон и только потом съедаем тесто и мясо. «Хвостик» не грызем, отбой!
Конечно, в каждом кафе уверяют, что только у них до сих пор готовят блюдо по старинному рецепту. В это можно верить или нет, но в Пасанаури действительно одни
из самых вкусных хинкали в стране.
Во-вторых, стоит заглянуть в музей ретро автомобилей. Вообще-то музеем это можно назвать с натяжкой, скорее - частной коллекцией под открытым небом.
В-третьих, неподалеку находится популярная смотровая -
в месте, где сливаются две реки: Белая и Черная Арагви. Удивительное зрелище.
Открытие дня: система Simply Clever - просто находка! Когда ты который день в дороге, начинаешь скучать
по домашнему уюту: там все под рукой и все удобно.
А философия концерна как раз об этом: мелкие бытовые удобства должны облегчать жизнь водителя и пассажиров. Об этом я вспомнила, когда на улице заморосило.
И, вроде, в каком-то из багажников нашей колонны были дождевики. Но где теперь их найдешь, не промокнув? Сюрприз! Под сидением обнаружился складной зонт. Мадлоба, Skoda! *(спасибо - по-грузински)
В ту же копилку приятностей - скребок для льда (о нем мы вспомнили, узнав, что в Гудаури за ночь выпал снег), сетчатые карманы на боковинах передних сидений, подстаканники спереди и сзади. А еще - USB-разъемы для всех пассажиров. Наши фотографы готовы были отдать все хинкали мира за то, чтобы подзарядить телефоны
и прямо сейчас выложить снимки в соцсети.
3
Ананури
Старинная крепость с видом на Жинвальское водохранилище
Если ехать в сторону Тбилиси, нет
ни единого шанса пропустить это уникальное место. Сперва лучше посмотреть на крепость XVI века, Успенский и Спасский храмы
со стороны Военно-Грузинской дороги: вход в башню открывается
в 10 утра и закрывается в 6 вечера. Под стенами цитадели продают шерстяные носки, чурчхелу и магниты. Не торопитесь набивать пакеты: цены здесь в 1,5-2 раза выше, чем на обычном рынке.
Ближе к закату стоит спуститься
к Жинвальскому водохранилищу:
в это время оно окрашивается
в золотистый цвет, создавая идеальный фон для фотографий.
Искуственное озеро появилось здесь в 1985 году вместе с местной ГЭС, ради него пришлось затопить несколько заброшенных деревень и старую трассу.
Когда водоем пересыхает - обычно это происходит в августе-октябре, - заброшенный мост и дорога снова показываются.
Во время полноводья здесь купаются туристы - местные от заплывов воздерживаются в память об ушедших под воду поселениях. Отсюда видно и крепость, и Новый Ананурийский мост – впечатляюще.
4
Джвари
И знаменитый вид на Арагви и Куру,
о теплых отношениях которых писал сам Лермонтов
Еще одна обзорная площадка в спике must see. Для начала, тут просто красиво. Сногсшибательный вид
на древнюю Мцхету, сверху напоминающую современный европейский городок. Кстати, аккуратнее с селфи
на парапете - говорят, ветра здесь бывают такие, что
в буквальном смысле сшибают с ног.
«Коктейль» из двух рек разного цвета, которые, смешавшись, гордо демонстрируют все оттенки изумруда
и бирюзы, - едва ли не самая популярная фотография
у туристов. Да и сам храм Джвари (с грузинского - «крест») первой половины VII века выглядит удивительно - к нему лучше приезжать рано утром или вечером, чтобы
не попасть на жесткий свет. Так и сам он, и окрестности выйдут на фотографиях лучше.
Если просто любоваться пейзажами вам не интересно, садитесь, истории, тоже есть. Например, если верить летописям, именно тут воздвигла крест святая Нина Каппадокийская. После чего грузины приняли христианство. Сейчас Джвари одно из самых значимых
и известных мест в стране.
Что же до рек, - так про них еще Лермонтов писал. Помните: «Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы
и Куры»? Говорят, в начале XIX века автор «Мцыри» встретил в этих местах монаха, который поведал ему легенду, ставшую после основой поэмы. От такого исторического шлейфа и открыточного вида я и сама готова стихами заговорить.
ожидание/реальность
О радушии местных слагают легенды. Но таксисты высаживают нас в четырех кварталах от места назначения и пытаются надуть. Незнакомые люди помогают отыскать путь, а продавщица на рынке
в Мцхете просто так угощает чурчхелой: «Вы же в Грузии!». Хорошего все-таки больше.

Пока мы колесим по Грузии в поисках лучших локаций, пассажиры наших «чехов» то и дело пересаживаются
из одной модели в другую. Сравнивают, тоже ищут идеальное место для себя. Замечаю, что уже который «гость», обосновавшийся на заднем сидении, говорит
«О, а тут просторно!». Действительно: там с легкостью поместятся трое и никто никому не будет мешать. Разве что в серединку не стоит сажать кого-нибудь длинноногого, вроде Адрианы Скленариковой: коленки могут упереться
в нишу для подстаканников.
Если бы все они вдруг решили колесить дальше со мной
в Rapidе, места для их чемоданов тоже хватило бы
с головой. Да что там чемоданы! Можно было бы стать живой иллюстрацией стихотворения Маршака. Диван, чемодан, саквояж...
Багажник объемом 530 литров в базе, а уж если сложить спинки задних сидений, можно получить 1470 литров и... Гулять так гулять! Тащите сюда свою картину, корзину, картонку и маленькую... Стоп, стоп. Собачонке лучше
в салоне. И безопаснее, кстати. Максимальное число подушек безопасности - шесть. Две впереди, две сбоку,
а еще шторки, которые защищают при боковых ударах всех, кто находится в салоне. Кстати, в коллекции оригинальных аксессуаров Rapid имеется кое-что для любителей четвероногих друзей. Ремень безопасности
для Шариков и Бобиков есть аж в четырех размерах,
а защитная накидка на задние сидения спасет материал
от грязных лап и царапин. Я же говорю: идеальный семейный автомобиль, который справедливо замахнулся на сегмент подороже и готов к небольшим приключениям.
5
Тбилиси
Город контрастов:
он однозначно украдет ваше сердце
Открытие дня: этот город напоминает одновременно
и Петербург, и Сочи, и Прагу,
и Неаполь. Здесь намешано столько всего, что от такого «ерша» впадаешь в странное состояние. То ли опьянение красотой, то ли помешательство на почве исторических хитросплетений.
Главный лайфхак от местных: выходите на улицу и гуляйте. Просто идите, куда глаза глядят: поверьте, они раз за разом будут натыкаться
на что-нибудь интересное. Театр марионеток Резо Габриадзе, сценариста «Кин-дза-дза» и «Мимино», а по соседству его же ресторанчик. Гора Мтацминда
с Пантеоном, с панорамной площадки которой можно увидеть весь Тбилиси.
Проспект Руставели и колоритный Старый город, пацифистский Мост мира и старинный Сухой мост с блошиным рынком, храм Метехи и крепостной комплекс Нарикала, Галерея 27 с витражной парадной и модный отель Check Point с Фридой Кало на стене... Эй, фотограф, power bank не забыл? Он пригодится.
Здесь очередное «мерси» электронным помощникам Rapida. Благодаря системе контроля слепых зон и ассистенту выезда
со стоянки задним ходом моток нервных клеток остался на месте, можно вязать дальше. И - да, обновленные фары
с системой автоуправления дальним светом High Beam Assist тоже полезная штука. Она, например, переключает дальний свет на ближний, когда по встречной кто-то едет. Человек за рулем точно не будет ослеплен, а ведь в горах, где темнеет рано, а по утрам бывает туман, как в фильме «Мгла», это крайне важно. Ну и похвастаюсь под конец: противотуманные фары модели теперь могут подстраиваться при входах в поворот. Серпантины, берегитесь.
На обратном пути мы останавливались на обзорных площадках, делились пастилой и впечатлениями о тест-драйве. Кажется, Skoda Rapid среди своих собратьев был темной лошадкой. Octavia - классика, хорошо знакомая автомобилистам страны и бьющая рейтинги по продажам, Kodiaq - идеальный вариант для гор, Superb - быстрый, стильный и немного хипстерский. На компактный Rapid
в путешествии посматривали скептически: потянет ли?
Однако он справился с задачами и даже слегка перевыполнил план. Проверенный двигатель, экономный расход топлива, просторный салон, вместительный багажник, легко отзывающийся на команды руль.
Кажется, в своем сегменте он уверенно претендует
на лидерство.
Говорят, весной в Грузии еще красивее. Что ж, Rapid,
не прощаемся.
Редакция РИА «Регион online» выражает признательность российскому представительству бренда SKODA и компании КЛЮЧАВТО за предоставленный на тест-драйв автомобиль.
Фото: Татьяна Черникова, Артем Кухтеев, Олег Бочкарев
Татьяна Черникова
Шеф-редактор
специальных проектов
Made on
Tilda